ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:
Эмоционально-волевая зрелость:
а) уровень развития произвольности;
б) учебная мотивация;
в) тревожность.
Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):
а) мышление;
б) восприятие (зрительное, слуховое);
в) память (зрительная, слуховая, произвольная);
г) речь;
д) воображение.
Социальная готовность:
а) социальная компетентность;
б) коммуникативные навыки.
Рассмотрим некоторые компоненты.

Произвольность - это умение ребёнка сознательно регулировать свои действия, подчинять их нормам, правилам.
Школьная мотивация у детей бывает разная: кто-то хочет ходить в школу, потому что это позволяет ему чувствовать себя взрослым, кто-то – ради того, чтобы получать там пятерки, кого-то школа привлекает тем, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть, а кого-то мама заставляет. Наиболее благоприятный и желаемый вариант школьной мотивации – учебная, т.е. ребёнок хочет ходить в школу для того, чтобы учиться, получать знания.
Тревожность – это свойство личности ребёнка испытывать тревогу часто или в тех ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Если ребёнок характеризуется тревожностью, ему трудно будет отвечать перед всем классом, даже если дома он хорошо подготовился, он будет испытывать трудности в установлении контактов с детьми, трудности в обращении за помощью к учителю. Личностная тревожность является благодатной почвой для формирования школьной тревожности у ребёнка, вследствие чего у него может возникнуть даже нежелание ходить в  школу.
Социальная компетентность – это умение ребёнка строить, развивать отношения с другими детьми, руководствуясь существующими нравственными нормами. Это качество формируется у ребёнка только в общении с товарищами. Поэтому для формирования данного качества необходимо посещение детского сада, где дети имеют специально отведённое время для игр, что в условиях занятий по подготовке к школе не предусматривается.
Коммуникативные навыки – это умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, высказываться и рассуждать, умение оперировать своим словарным запасом, умение понимать смысл слов, умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова.
Таким образом, готовый к школе ребёнок – это не просто тот, который умеет читать и считать (есть дети, читающие и в 3 года), а тот, у которого развитие названных психических процессов и сторон личности отвечает требуемому уровню.

Как узнать, готов ли ребёнок к школе?
Чтобы проверить готовность ребенка к школе, необходимо обратиться к психологу и пройти специальное психодиагностическое обследование, где ребёнку будет предложен ряд тестов. Программа обследования должна соответствовать научным критериям, требованиям Министерства образования и должна состоять из профессиональных тестов. Именно такая программа используется при определении готовности ребенка к школе в Центре здоровья «Медиана». Целесообразно пройти это исследование за полгода-год до начала школьного обучения – в таком случае у вас будет время на коррекцию и развитие. Чем раньше вы это сделаете, тем больше у вас будет времени на подготовку.

Комментарии